Кладбище в Подгайцах. Фото Р. Бречко
«Паспорт» еврейского кладбища XVII века составили специалисты некоммерческой организации Jewish Galicia and Bukovina, сведя в единый каталог на своем сайте информацию о полутора тысячах объектах.
Годы кропотливой работы ушли у энтузиастов на создание базы данных, вобравшей сведения о сотнях еврейских общин Галиции и Буковины, большинство которых прекратили существование после Второй мировой. Болехов и Добромиль, Гримайлов и Ходоров, Рогатин и Сокаль — от уничтоженной Холокостом цивилизации остались разве что кладбища да руины синагог, память о которых поддерживает JGB.
Сегодня в Подгайцах чуть более 2 500 жителей — вдвое меньше, чем полтораста лет назад. Первые евреи появились здесь в XVI веке, построенная тогда же Большая синагога использовалась как фортификационное сооружение, ведь только на протяжении первой половины XVII века на город пять раз нападали татары.
К началу XVIII столетия иудеи уже составляли большинство населения городка, а в 1788 году из 33 магазинов на площади Рынок 21 принадлежал евреям. На первых выборах в городской совет в 1874 году евреи получили 18 мандатов из 30, в 1889-м заместителем бургомистра избран Исидор Лилиенфельд. После пожара в том же году, уничтожившего три четверти города, французский меценат-еврей барон Прий сделал щедрое пожертвование в пользу пострадавших вне зависимости от национальности.
К началу Первой мировой в Подгайцах насчитывается 3 754 еврея, но боевые действия заставляют забыть о спокойной жизни. Осенью 1918-го город входит в состав ЗУНР. Еврейско-украинские отношения того времени характеризует примечательный эпизод: новая власть приобрела в Вене печатные станки и передала их владельцу типографии — еврею Вайнлесу, чье оборудование русские войска уничтожили при отступлении в 1917-м. В благодарность печатник бесплатно выполнял заказы украинских организаций.
Синагога до обрушения. Фото Р. Бречко
На двадцать межвоенных лет оказались Подгайцы в границах Второй Речи Посполитой. По состоянию на 1939 год в этом уездном центре Тернопольского воеводства проживало 3200 евреев — чуть больше половины населения. Три года нацистской оккупации стерли общину с лица земли — после освобождения в июле 1944-го в Подгайцы вернулись 50 евреев, да и те вскоре покинули свои дома.
Утрата городком еврейского наследия — процесс более длительный, но и он вступил в опасную фазу. Большая синагога — старейшее каменное здание города и памятник архитектуры национального значения — обрушилась в прошлом году после проливных дождей. Речь, правда, идет лишь об одной из опор, но восстанавливать здание некому, разве что зять президента США Джаред Кушнер, чей прадед родом из Подгайцев, проявит сантимент к «украинскому» эпизоду семейной истории. Впрочем, рассчитывать на это вряд ли приходится, хотя мама Джареда в 1990-е приезжала в Украину, разыскивая могилы предков.
Еврейскому кладбищу, на месте которого после войны хотели построить универмаг, повезло больше. Некрополь спас Моше Хабер, жена и пятеро детей которого погибли в Холокосте. К сожалению, древнейшая мацева — 1420 года — на сегодняшний день утрачена. Старейшее из сохранившихся надгробий датируется 1647 годом, самое новое — 1952-м, всего здесь осталось 1350 памятников.
Jewish Galicia and Bukovina тщательно каталогизирует материальное наследие еврейских общин — общественные здания, кладбища, синагоги — каждый объект сопровождается фото и в некоторых случаях описанием. Кто знает, возможно, через …надцать лет это окажется одним из немногих свидетельств богатейшего культурно-исторического пласта, безвозвратно утраченного Украиной.
Александр Файнштейн