Как известно, Чехословакия стал первой жертвой нацистского режима — в октябре 1938-го были аннексированы Судеты, а в марте следующего года немцы оккупировали остальную часть страны. Тогда же Словакия во главе с союзником Гитлера Йозефом Тисо была провозглашена независимым национал-социалистическим государством.
В августе 1940-го в Словакию прибыл эмиссар Эйхмана Дитер Вислицени, ставший главным «советником по еврейским делам». Стартовал процесс ариизации, в ходе которого были ликвидированы свыше 10 тысяч предприятий, фирм и магазинов, принадлежавших евреям, а еще более двух тысяч — переданы словакам и немцам. Полностью обнищавших евреев начали отправлять в центры принудительного труда и специально созданные рабочие лагеря.
9 сентября 1941 года был утверждён «Еврейский кодекс» — аналог Нюрнбергских законов. Отныне евреям предписывалось носить отличительный знак, запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой без особого разрешения, выходить вечером на улицу, работать адвокатами, врачами, аптекарями, инженерами, пользоваться телефоном и слушать радио. Банковские счета евреев были заблокированы, при этом с них продолжали взимать высокие налоги, иногда с доходов уже отобранных предприятий.
В 80-ю годовщину одобрения парламентом «Еврейского кодекса» правительство Словакии подчеркнуло в специальном заявлении, что «чувствует моральную обязанность публично выразить сожаление по поводу преступлений, совершенных прошлым режимом».
Дальнейшая судьба словацких евреев была трагична, и кровь их лежит на словацких властях не в меньшей степени, чем на нацистах. Когда немцы обратились к правительству Словакии с официальной просьбой отправить в Германию на работу 20 тысяч молодых и здоровых евреев, словацкие власти предложили (якобы в соответствии с принципами «христианского милосердия») выслать в Германию целые семьи.
Эйхман принял это предложение, а словаки обязались перечислить Германии по 500 рейхсмарок за каждого депортированного — в виде своеобразной гарантии, что эти евреи никогда не вернутся в Словакию, а на оставленную ими собственность не будут предъявлены претензии. До конца июля 1942 г. в оккупированную немцами Польшу были высланы около 54 тысяч евреев — практически всех их уничтожили в Освенциме. Организацией транспортов занимались, в том числе, части Глинковской гвардии.
Еще 14 марта 1942 года Ватикан направил правительству Словакии официальную ноту протеста против намечавшейся депортации, а несколько дней спустя папа римский Пий XII передал Тисо свое личное предостережение. Хотя священник Тисо был обязан подчиняться требованиям Ватикана, депортация продолжалась. 15 мая 1942 г. парламент Словакии утвердил закон, начинавшийся словами: «Евреев можно удалять с территории Словакии».
Всего погибло около 70 тысяч словацких евреев, то есть 77% еврейской общины. История уничтожения местных евреев бросает вызов идентичности посткоммунистической Словакии. С одной стороны, считается, что в период Тисо было построено первое независимое словацкое государство. С другой, если это действительно так, то современная Словакия должна взять ответственность за депортацию евреев во время Холокоста.
Борис Вайнер